Заливка крыши гаража бетоном
Решение о сооружении при строительстве гаража кровли именно из бетона должно быть оправданным и тщательно обдуманным, так как этот материал подходит только для строений, чей срок эксплуатации рассчитан на длительное время. Если же вы собираетесь пользоваться гаражом не более 10 лет, то шкурка выделки не стоит и разумнее остановить свой выбор на менее долговечных, но более дорогих и сложных для монтажа материалах.
Строительство же бетонной крыши — процесс не сложный, но достаточно трудоемкий и требует наличия некоторых навыков.
Прежде чем приступить к строительству, необходимо определиться с формой будущего покрытия. Это вопрос не только внешнего вида строения и удобства его эксплуатации, но и сложности и трудозатратности самого строительства.
Покрытие кровли
При строительстве гаражей используют покрытия двух форм: горизонтальной или наклонной (двускатной). Конечно, встречаются крыши и более сложных конструкций, но они, чаще всего, являются эксклюзивными вариантами и при их изготовлении редко используют бетон.
Двускатные забетонированные покрытия также не являются самым распространенным видом. Так как, несмотря на свои хорошие эксплуатационные характеристики, заливка их достаточно сложна. Это обусловлено свойствами самого бетона: он неоднороден и достаточно тяжел, и при наклонной заливке бетонная масса стремится вниз. Таким образом получить слой, равномерно распределенный по толщине на всей кровле, практически невозможно. Для формирования двускатной крыши необходимо применение передвижной опалубки, которую изготовить достаточно сложно, и времени для возведения подобной кровли потребуется гораздо больше.
Другое дело, если крышу не залить бетоном, а воспользоваться уже готовыми железобетонными плитами, заводского производства или сделанными своими руками. Но при монтаже плит из-за их веса для строительства необходимо привлечение специальной техники и оборудования, что само по себе может значительно повысить финансовые расходы на возведение гаража. Кроме того, кровля, смонтированная из плит, требует закупки и дополнительного материала для надежной гидроизоляции стыков.
Именно из-за этих недостатков при строительстве гаражей чаще всего останавливаются на варианте горизонтальной (прямой) кровли. Принципы работы по созданию данного вида крыши напоминают создание обычной бетонной стяжки, поэтому и подход к ее изготовлению не должен отличаться от привычных работ. Единственное, что нужно предусмотреть заранее, — это возможность оперативной доставки раствора на монтажную площадку. Обычно для этого используют бетононасос либо делают примитивный блочный подъемник.
Инструменты для работы
Для заливки самого бетона при создании перекрытия гаража вам понадобятся:
- правило для разравнивания бетонной смеси по поверхности. Оно представляет собой деревянную рейку (обрезок деревянной доски с одной гладкой поверхностью) с прикрепленной к нему рукоятью;
- трамбовка для уплотнения бетона при заливке и удаления из него пузырьков воздуха. Выглядит данный инструмент как деревянный (не менее 40 мм высотой) брусок или половина бревна с рукоятью. Главное, чтобы трамбовка была достаточно тяжелой (весом не менее 2,5 кг);
- кисть для железнения трещин — большая малярная (круглая) кисть с жесткой щетиной;
- обрезок стального прута для удаления пустот в залитом растворе.
Все эти инструменты можно приобрести в магазине, а можно, чтобы избежать дополнительных трат, изготовить самостоятельно. Если вы не хотите работать ручным инструментом, то вам придется приобрести (или взять в аренду):
- виброрейку (бензиновую или электрическую) — она заменит правило (аренда — примерно от 300 до 1500 руб/сутки в зависимости от модели);
- затирочную машину — заменяет трамбовку и дополняет работу, уже проделанную виброрейкой (аренда — примерно 1500 руб/сутки);
- строительный щуп.
Кроме того, не забудьте инструменты для разведения бетонной смеси:
- бетоносмеситель (аренда — примерно 250 руб/сутки) или строительный миксер;
- сетка для просеивания песка (если песок некалиброванный);
- лопаты;
- емкость для разведения бетонной смеси (если вы разводите ее вручную);
- емкости (ведра) для подъема готового раствора на монтажную площадку.
Необходимо также помнить об изготовлении опалубки и армирующей сетки, а соответственно, о материалах и инструментах для их создания.
Материалы для покрытия
- металлические двутавровые балки для несущих конструкций. Для сооружения покрытия гаража, пролет которой не превышает 5 метров, применение балок, высотой в 12 или 15 см (двенадцатый или пятнадцатый «двутавр»), будет технически оправданным;
- бетон марки 250. Разумнее и проще всего приобрести уже готовую смесь либо изготовить ее на месте с помощью бетоносмесителя («бетономешалки»), поскольку раствор, приготовленный вручную, может не достичь необходимого качества и консистенции. Для самостоятельного приготовления смеси необходимо использовать щебень фракции 10-20 мм, цемент марки ПЦ 400 и песок. Пропорция, необходимая для приготовления бетона: 3 ведра цемента, 4 ведра песка, примерно 2 ведра воды;
- арматура периодического профиля, диаметром не менее 10 мм. Если армирующую сетку предполагается не варить, а вязать (что вполне допустимо при монтаже перекрытий гаража), то понадобится еще и проволока, диаметром не менее 1,5 мм;
- доски строительные для изготовления опалубки;
- рубероид или стальной лист для основания под заливку.
После подготовки всех инструментов, необходимых для строительства покрытия гаража, можно приступать к заливке.
Изготовление крыши из монолитного бетона
Изготовление подложки и опалубки
Нижние полки балок выстилают досками, поверх которых выкладывается слой рубероида насухо либо кладется металлический лист для создания основания. Если вам кажется, что опора недостаточно надежна и может не выдержать вес кровли, то позаботьтесь о подпорках, на площадь в 50 кв.см 1 подпорки будет достаточно.
Сооружая опалубку под заливку бетоном, следите, чтобы доски вплотную прилегали друг к другу. Иначе при заливке бетонной смеси через щели может протечь «цементное молоко», от которого во многом зависит прочность монолитного бетонного покрытия гаража.
Изготовление армирующей сетки
Арматуру укладывают поперек и вдоль балок, отслеживая, чтобы ячейки сетки были равны 200х200 мм. Если сетка предполагается сварная, то работы удобнее производить на земле и уже готовую конструкцию поднимать на верхние перекрытия гаража. Вязать же арматуру можно непосредственно на кровле. Но дополнительный крепеж арматурных прутов между собой обязателен, иначе сетка при заливке бетона может сдвинуться.
Для того чтобы избежать перерасхода бетонной смеси и покрытие получилось ровным по толщине, под арматурную смесь подкладывают щебень. Выкладывая арматуру, нужно следить за сохранением зазора между сеткой и опалубкой не менее 4 см. В противном случае металлические детали могут выступать за поверхность бетонной заливки или располагаться у самой ее кромки. Это, в свою очередь, может привести не только к неравномерной заливке смеси, но и к последующему проступанию ржавых пятен, которые невозможно будет уничтожить. Это никак не скажется на технических характеристиках кровли, но плохо повлияет на ее внешний вид.
Укладка бетона
Укладывают смесь полосами, ориентируясь по балкам. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. Перед началом работ обязательно рассчитайте время их проведения, чтобы не оставалось незавершенных полос. Бетонирование таких полос должно проводиться непрерывно для равномерного просушивания бетона. В идеальном варианте заливка покрытия должна занимать только 1 день.
Укладывая бетон, следите, чтобы арматурная сетка не смещалась.
Чтобы позднее не возникло проблем со снятием опалубки, ее внутренние стенки необходимо смазать любым смазочным материалом, который найдется в вашем распоряжении, например, отработанное машинное масло.
Заливая приготовленную бетонную смесь для покрытия гаража равными порциями, ее разравнивают по поверхности правилом, тщательно уплотняя трамбовкой, «выбивая» пузырьки воздуха из покрытия. Особо крупные пузыри и воздушные карманы прокалывают щупом или стальным прутком после заливки бетоном. Опалубку время от времени тоже необходимо простукивать, чтобы раствор лег ровнее. Трамбовать поверхность необходимо до тех пор, пока она не заблестит от выступившей влаги, которая не покроет будущее перекрытие ровным слоем. Без тщательного уплотнения необходимого качества монолитной бетонной кровли добиться невозможно. Уложенную и утрамбованную смесь можно дополнительно разровнять лопатой, строительным мастерком или с помощью затирочной машины.
Нельзя допускать на поверхности покрытия возникновения трещин, щелей и зазоров: они не только снижают технические характеристики гаража и его покрытия, но могут привести к разрушению всего бетонного покрытия, так как в них попадает влага, которая при замерзании разрушает бетонный монолит. Но удалять недостатки нужно уже после того, как смесь подсохнет.
Устраняют недостатки с помощью метода, который называется «железнение». Бетонную поверхность обильно смачивают водой, тонким слоем насыпают на нее цемент и втирают его малярной кистью до тех пор, пока покрытие не станет абсолютно гладким и блестящим, а порошок больше не будет впитываться. При этом мокрые пятна от воды должны полностью исчезнуть.
Просушка бетонного покрытия
Многие строители не уделяют этому этапу должного внимания, просто покрывая крышу пленкой для защиты от осадков и оставляя ее на некоторое время. Но такой подход является недостаточным при изготовлении по-настоящему качественной кровли.
Бетонное покрытие гаража необходимо поддерживать во влажном состоянии весь период застывания или, как его называют строители, «становления», 22-18 дней. Для этого после первичного схватывания кровлю необходимо покрыть каким-нибудь рыхлым, пропускающим воздух материалом, например, стружками, опилками или мешковиной, и обильно смочить водой. Первые 3 дня полив нужно повторять каждые 4 часа. Затем, в течение 1 недели, покрытие смачивают 3 раза в день. После каждого пролива бетонное покрытие вместе со стружкой (мешковиной и тому подобным) необходимо накрывать полиэтиленовой пленкой. Естественно, что в холодную погоду еще «не вставший» бетон необходимо предохранять от промерзания.
Через 10 дней после заливки крыши можно снять опалубку.