Применение дорожного бетона
К своему дому или даче необходимо сделать нормальную подъездную дорогу. С этим сталкивается почти каждый домовладелец. Так как многие работы по строительству или перепланировке дома или придомовой территории связаны с использованием смесей, возникает разумное желание именно их применить и в устройстве прочного, долговечного и удобного подъезда. Для этого будет не лишним выяснить, чем отличается бетон дорожный от того, который используется для фундамента, стен и перекрытий. Одновременно нужно ознакомиться со всеми слоями дорожного полотна, то есть с тем, на какое основание и каким образом должен быть уложен бетон, чтобы дорога сохраняла прочность в течение нескольких десятков лет.
Требования к раствору
Кроме основных требований, предъявляемых к бетону, дорожный, испытывающий в процессе эксплуатации, кроме нагрузок на сжатие и на изгиб, большой разброс температур, сопряженный с воздействием воды, требует повышенной морозостойкости.
Повышение морозоустойчивости зависит от состава смеси. Главным образом, от ее водоцементного соотношения.
В зависимости от климатической зоны, в которой прокладывается дорога, показатель водоцементного соотношения колеблется в пределах от 0,5 до 0,55.
Чем холоднее зимы, тем ниже эта величина.
Еще одним отличием дорожного бетона является несколько повышенное содержание цемента, марка которого не ниже М400. Оптимальным соотношением в некотором приближении, когда берутся объемные части, является следующее: на одну часть цемента берется две части песка и 5 частей крупного наполнителя. Предпочтительнее в смеси использовать гравий базальтовых пород, так как осадочные хуже ведут себя при избытке влаги. Более точное соотношение можно рассчитать из следующих весовых частей, приведенных для получения кубометра дорожного. На 287 кг цемента требуется 655 кг песка, 1340 кг гравия и 155 л воды.
Толщина дорожного полотна промышленной укладки составляет от 18 до 24 см. Для приусадебного участка дороги, где нагрузки несравнимо меньше испытываемых полотном любой междугородной трассы, можно, в целях экономии материалов, ограничиться толщиной слоя около 10 см, но основа должна быть правильно подготовлена.
Есть еще несколько моментов, которым следует уделить внимание при устройстве небольших участков дороги. В некоторых случаях их можно проигнорировать. Во-первых, предусматривается общий уклон участка дороги, выбирающийся так, чтобы дождевая или талая вода не застаивались на нем. Во-вторых, в бетоне закладываются зазоры, препятствующие его перенапряжению при перепадах температуры. На промышленных дорогах такие зазоры (швы) обычно устраиваются через 20-30 метров.
Дорожное полотно, максимально приближенное по свойствам к стандартной дороге, можно соорудить самостоятельно. При этом нужно понимать, чем отличается бетон дорожный от того, который используется при заливке фундамента.
Разметка участка
Чтобы сооружаемый участок дороги не превращался в бурлящий поток или озеро во время дождя, нужно перед работой по укладке соблюсти несколько условий. Необходимо позаботиться об уклоне дороги, немного приподнять ее над уровнем окружающей местности и создать основание.
Несколько упрощается задача, когда хозяин решает забетонировать уже использующийся участок. Нанести бетон на утрамбованный участок грунтовой или старой, разбитой когда-то заасфальтированной дороги так, чтобы она прослужила не один десяток лет, гораздо легче, чем прокладывать новую дорогу, для усадки которой нужно несколько месяцев или привлечение тяжелой техники.
Площадка зачищается от остатков старого дорожного покрытия, растительности и мусора. Бугры срезаются, ямы и углубления заполняются плотным грунтом или строительным боем. Выровненная площадка засыпается слоем крупного песка, достаточная толщина песчаной подушки — 3-5 см. Примерно таким же слоем насыпается щебень. Затем ставится опалубка. Так как дорожный, изготовленный самостоятельно, трудно проверить на его соответствие всем необходимым параметрам, не рекомендуется производить сплошную заливку больших участков. При неширокой подъездной дороге (3-5 м) желательно после каждых 10 м оставлять зазор. На практике, когда заливка происходит вручную, необходимый зазор обеспечивается применением опалубки.
Когда территория под укладку смеси подготовлена, можно делать замес и заполнять площадь, ограниченную опалубкой. После затвердевания опалубка снимается.
Подъездная дорога, сделанная по собственному проекту и своими руками, не может не получиться прочной, если все подготовлено правильно.